Китай ускоряет строительство давно отложенного центральноазиатского трубопровода для поставок газа из Туркменистана, в то время как РФ продвигает свой собственный новый сибирский газопровод, поскольку Пекин жонглирует своими потребностями в энергобезопасности и дипломатическими приоритетами, пишет Reuters.

Отмечается, что Пекин стремится укрепить связи с Центральной Азией в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь», но почти через десять лет после начала строительства проект «Линия D» тормозится из-за сложных переговоров о цене и технических препятствий прокладки трубопровода, пересекающего еще три страны Центральной Азии, заявили китайские нефтяные чиновники.

Но недавние усилия Москвы по строительству второго сибирского трубопровода с Китаем, «Сила Сибири 2», чтобы компенсировать сокращение продаж в Европе из-за войны в Украине, предоставляют Пекину рычаг для продвижения центральноазиатских трубопроводов, считают китайские чиновники и отраслевые консультанты.

«Центральноазиатские трубопроводы считаются краеугольным камнем инвестиций в энергетическое и геополитическое пространство Китая. Это канал поставок, имеющий стратегическое значение, которое преобладает над коммерческими интересами», — заявил агентству Reuters китайский чиновник, знакомый с глобальной стратегией Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC).

Китай может в конечном итоге заключить обе сделки, чтобы удовлетворить свои огромные долгосрочные потребности в газе, но приоритет отдается Туркменистану, говорят представители отрасли, поскольку Пекин уже давно рассматривает Центральную Азию как платформу для расширения торговли, обеспечения энергоносителями и поддержания стабильности в некогда неспокойном западном регионе Синьцзян.

Совокупные многолетние контракты на десятки миллиардов долларов на поставку газа по обоим трубопроводам удовлетворят 20% текущего спроса Китая. Газопроводы имеют ключевое значение для достижения цели Пекина — использования газа в качестве промежуточного топлива для достижения целей углеродной нейтральности, а также для защиты от нестабильного рынка сжиженного природного газа (СПГ), перевозимого танкерами.

По оценкам 2014 года, газопровод D, стоимость которого составляла 6,7 миллиарда долларов, сможет транспортировать 30 миллиардов кубометров газа в год.

Выступая на прошлой неделе на первом личном саммите лидеров стран Центральной Азии в городе Сиань, лидер КНР Си Цзиньпин призвал стороны ускорить прокладку линии D, которая станет четвертым газопроводом Китая в регион, почти через десять лет после начала строительства в Таджикистане.