Европейская комиссия совместно с Европейским инвестиционным банком разработали стратегию интеграции железнодорожных систем Украины и Молдовы в европейскую, в частности — переход на евроколею шириной 1435 мм.
Соответствующий документ обнародован на сайте ЕК.
«Из-за последствий нынешнего конфликта можно ожидать, что в Украине и Молдове произойдут значительные экономические преобразования, что будет способствовать дальнейшей интеграции в ЕС, укреплению трансграничных связей, повышению социальной сплоченности и экономического развития. Железнодорожный транспорт может сыграть ключевую роль в этой трансформации», — отмечается в Стратегии.
Подчеркивается, что железнодорожный сектор является важной цепью логистики, а следовательно — предпосылкой для будущих инвестиций в Украину и Молдову.
Однако существует ряд технических вызовов, которые необходимо преодолеть.
Основной вызов заключается в необходимости построения в Украине и Молдове новой магистральной сети колеи 1435 мм, которая будет работать параллельно с нынешней сетью 1520 мм.
При этом евроколея 1435 мм будет предназначена для скоростных перевозок. Это международные пассажирские поезда, Интерсити, перевозки грузов в контейнерах/на платформах.
Существующая колея 1520 мм будет обслуживать медленный транспорт. Это местные и региональные пассажирские поезда, тяжеловесные грузы.
Развитие магистральной сети 1435 мм будет осуществляться в три этапа — с запада на восток.
- строительство евроколеи 1435 мм от границы с Польшей (Мостиска) до Львова и в Молдове от Кишинева до границы с Румынией;
- строительство евроколеи 1435 мм между Львовом и Киевом, создание второго коридора на севере Украины — от Польши (Дорогуск) до Киева и соединение Львова с Чопом;
- продолжение евроколеи от Киева на восток — до Харькова и Днепра, а также расширение сети на западе и юге Украины: от Польши (Рава-Русская) до Львова, от Львова — до границы с Румынией (через Ивано-Франковск и Черновцы), от Одессы — до Кишинева.
В дальнейшем возможно расширение железнодорожной сети 1435 мм до таких городов, как Запорожье, Херсон, Николаев, Мариуполь, Донецк, Луганск и Севастополь.
Общая стоимость трех этапов — около 11,5 млрд евро (первый — 700 млн евро, второй — 5,9 млрд евро, третий — 4,9 млрд евро).
В то же время, как подчеркивают авторы стратегии, строительство новых коридоров с европейской шириной колеи 1435 мм в Украине и Молдове не является достаточным для обеспечения интеграции железнодорожных систем этих стран в ЕС.
«Необходимы многочисленные дополнительные меры», — отмечается в стратегии.
Например, среди проблем указывается состояние подвижного состава в Украине.
Так, кроме того, что все существующие украинские локомотивы предназначены для колеи 1520 мм и поэтому несовместимы с будущей сетью 1435 мм, практически весь существующий парк локомотивов является устаревшим.
Например, средний возраст электровозов составляет около 42 лет (нормативный срок эксплуатации 30 лет), магистральных тепловозов — около 32 лет (нормативный срок службы — 20 лет), маневровых тепловозов — около 38 лет (нормативный срок службы — 20 лет), тепловозов — около 38 лет (нормативный срок эксплуатации — 25 лет).
Отмечается, что приведенные данные отражают подвижной состав по «инвентарной книге», но парк локомотивов в рабочем состоянии значительно меньше:
- магистральных электровозов на ходу — около 775 единиц (из 1200 в инвентарной книге),
- магистральных тепловозов — около 205 единиц (из 850 в инвентарной книге),
- маневровых тепловозов — около 810 единиц (из 1 250 в инвентарной книге),
Более 600 локомотивов АО «Укрзализныця» имеют просроченный ремонт. В целом, по оценкам АО «Укрзализныця» средний износ локомотивов составляет более 98%.
Отмечается. что «Укрзализныця» разработала план обновления подвижного состава под названием «Локомотив». Но концепция обновления локомотивного парка предусматривает реализацию до 2033 года.
В 2021 году Украина договорилась с Францией о закупке 130 грузовых электровозов модели Alstom Prima. Однако сейчас этот контракт заморожен в связи с военными действиями.
Общий парк грузовых вагонов АО «Укрзализныця» составляет около 82,5 тыс. единиц, что составляет около 50% от общего количества вагонов — около 168 тыс. единиц (учитывая также частные вагоны). При этом из имеющегося парка грузовых вагонов, принадлежащих «Укрзалізниці», в рабочем состоянии находится около 62,9 тыс. единиц (76%).