После начала войны украинский кинопрокат возобновился в июне 2022 года, и по результатам года доля украинского кино в национальном бокс-офисе достигла 27% (доля украинских релизов за пять месяцев 2023-го). Об этом сказала в интервью «Интерфакс-Украина» гендиректор FILM.UA Group Виктория Ярмощук.

2022 год доказал, что украинская киноиндустрия развивается, отметила Ярмощук. По ее словам, общий бокс-офис оценивается более чем в 800 млн грн, бокс-офис украинских фильмов – почти в 216 млн грн.

Ярмощук подчеркнула, что до этого были спорадическими 6,4% в 2020 году. «Конечно, сейчас не большой выбор иностранного кино, но блокбастеры все равно в Украину приходят. Поэтому такой значительный скачок до 27% – не случайность, а тенденция, что люди сознательно выбирают свое кино», – считает она.

Ярмощук также отметила расширение представленности украинского контента на Netflix. «Если раньше это были только полнометражные фильмы, то с этого года на Netflix уже доступны украинские сериалы», – сказала она.

По словам Ярмощук, Netflix покупает права на контент для определенной территории. За редкими исключениями Netflix покупает украинские фильмы на большее количество территорий.
«Например, «Бешеная свадьба 3». Это украинская комедия, абсолютно локальная, но ее купили для стран Восточной Европы, включая Украину. И в Польше, кстати, у нее были хорошие результаты, насколько мне известно. Также сага «И будут люди» доступна для просмотра на территориях Чехии, Венгрии, Молдовы, Румынии и Словакии», – отметила руководитель FILM.UA.

Ярмощук сказала, что компания начала ощущать дефицит, потому что все, что подходило для Netflix, уже там и нужно производить новый контент.
Контекст

2023-й оказался богатым успешными украинскими кинопремьерами. Мульфильм «Мавка» от Film.ua и комедия «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича и кинопродакшена ForeFilms в этом году собрали около 25% общего бокс-офиса в Украине, говорит СЕО Multiplex Роман Романчук.

За девять недель в прокате «Мавка» получила 141,4 млн грн, став самым кассовым украинским фильмом. «Хочется сказать о тренде популярности украинского контента, но более справедливо назвать это периодом «Мавки», – говорит Романчук. Ее доля в бокс-офисе фильмов, которые в этом году были в прокате, – более 20%. На втором месте «Люксембург, Люксембург» с бокс-офисом 28,5 млн грн и долей 4,5%. Чуть больше половины кассовых сборов – доход кинотеатров.

На плаву кинотеатрам помогли продержаться три украинских фильма, говорит директор по маркетингу сети кинотеатров «Оскар» Анастасия Каплан. К указанным она добавляет «Памфир», за семь недель собравший 11,4 млн грн.

Общая доля доходов от украинского кино в национальном бокс-офисе занимает около 30%. Исторически высокий показатель, констатирует Романчук. В 2019 году он составил 4,5%.

Романчук сравнивает процент собрания локальных проектов в прокате в Украине и Франции, где национальное кино очень популярно. «Французский контент на собственном рынке имеет долю 35-45%, – говорит он. – 30% в Украине – достойный показатель. Но пока это положительная аномалия».