Увеличение урожая зерна в Румынии может ограничить украинские поставки через черноморский порт Констанца, заявил портовый оператор Comvex, передает Reuters.
Даже после «зернового соглашения», заключенного в конце июля прошлого года при посредничестве ООН и Турции, благодаря чему Украина получила доступ к трем черноморским портам, румынская Констанца остается ее крупнейшим альтернативным судоходным маршрутом.
Срок действия соглашения с ООН истекает 18 мая, и его продление еще не согласовано.
Констанца обрабатывает около трети украинского экспорта зерна с момента российского вторжения, сообщает Comvex. В 2022 году через порт было отгружено 8,6 млн. тонн и 3,3 млн. тонн в первом квартале этого года.
«Новые посевы в Румынии, похоже, будут больше, чем в прошлом году, а это значит, что для украинцев может быть меньше места. Операторы не нанесут ущерба своим традиционным клиентам», — рассказал агентству менеджер Comvex Виорел Панайт. Панайт, также являющийся президентом бизнес-ассоциации порта Констанца, сказал, что лучшее управление движением грузовиков и пробками в порту может помочь при отсутствии новых мощностей.
Порт Констанца в общем в прошлом году экспортировал 24,01 млн тонн зерна.
Согласно данным консалтинговой компании Agritel, Румыния, являющаяся одним из крупнейших производителей зерна в ЕС, соберет 10,35 млн тонн пшеницы в этом году, резко увеличив урожай по сравнению с прошлым годом, поскольку сельскохозяйственные полосы возобновляются после засухи.
Аналитик консалтинговой компании AGRIColumn Цезарь Георге рассказал, что ожидает, что производство озимых культур в Румынии, включая пшеницу, превысит пятилетний средний показатель, и что Констанце нужны инвестиции и унифицированная ІТ-система для борьбы с перегрузками.
Судоходство через Констанцу было дешевле, чем через собственные порты Украины согласно соглашению о безопасном проходе, поскольку длинные очереди на проверку в Стамбуле увеличивали расходы.