В начале этого года инфляция замедляется быстрее, чем ожидалось, но остается высокой. В феврале она замедлилась до 24,9% в годовом исчислении. Нацбанк прогнозирует дальнейшее снижение.

Снижение инфляции началось раньше и происходит быстрее, чем прогнозировали в НБУ. Этому способствовали увеличение предложения продовольствия и горючего, быстрое восстановление энергосистемы, более слабый потребительский спрос. Фиксация официального курса и тарифов на коммуналку также сдерживали рост потребительских цен.

В НБУ указали на эффект сохранения учетной ставки на уровне 25%, повышения нормативов резервирования, введения новых депозитных продуктов, а также изменения валютных ограничений. Это способствовало укреплению гривни и сказалось на улучшении инфляционных и курсовых ожиданий. Еще повлияло полное прекращение эмиссионного финансирования бюджета с начала года.

«Несмотря на это, инфляция все еще остается высокой… Отдельные факторы, сдерживавшие инфляцию в течение нескольких прошлых месяцев, могут носить краткосрочный характер», – отметили в центробанке.

Однако в НБУ ожидают, что инфляция будет снижаться в дальнейшем в связи с повышением привлекательности гривневых депозитов на фоне спада давления в наличном сегменте валютного рынка. Вкладчики будут наращивать сбережения в нацвалюте, что усилит устойчивость рынка и защитит международные резервы.

Уменьшению инфляционного давления также будет способствовать снижение мировой инфляции. Сдержанный потребительский спрос также будет ограничивать рост цен.

Одновременно инфляционными рисками остаются продолжительность и интенсивность войны и дальнейшее разрушение объектов критической инфраструктуры.

Кроме того, Нацбанк озвучил и другие риски:

  • усложнение или прекращение работы «зернового коридора»;
  • дополнительные бюджетные нужды и значительные квазифискальные дефициты в энергетической сфере;
  • преждевременное смягчение монетарной политики ведущими центральными банками, что может привести к более медленному снижению мировой инфляции.

Нацбанк указал на важность ритмического поступления международного финансирования, в том числе в рамках новой программы с МВФ, для обеспечения макрофинансовой стабильности.